344019, г. Ростов-на-Дону, улица Советская, 35/2 - юридический адрес, 344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Гвардейский, 2/51 - фактический адрес
Волгодонской филиал
Волгодонской филиал

Волгодонской филиал

Таганрогский филиал
Таганрогский филиал

Таганрогский филиал

Шахтинский филиал
Шахтинский филиал

Шахтинский филиал

Каменск-Шахтинский филиал
Каменск-Шахтинский филиал

Каменск-Шахтинский филиал

Шахматный всеобуч

Общая информация

Доцентом кафедры Иконниковой О.Н. была разработана новая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС» (72 часа). Программа состоит из двух модулей инвариантной части: «Теоретические и практические основы шахматной игры», в который входят темы по теории, истории шахмат, правилам проведения соревнований по шахматам: «Правила шахмат ФИДЕ», «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», и модуля «Шахматная педагогика», в который входят темы по методике обучения шахматной игре «Принципы, формы, методы, технологии обучения шахматной игре», «Проектирование учебного занятия по обучению шахматной игре», «Дидактические возможности информационных технологий при обучении игре в шахматы» и психолого-педагогическим аспектам обучения шахматам «Когнитивно-дидактические аспекты обучения шахматам младшим школьникам».

Вариативная часть программы отбирается куратором курсов в зависимости от контингента и интересов слушателей. Так, темы «Технология разработки учебных программ и документов планирования процесса обучения игре в шахматы», «Использование педагогических методов при обучении игре в шахматы» будут релевантны для педагогов дополнительного образования и для учителей образовательных учреждений, имеющих квалификацию по шахматам. Тема «Основы шахматной стратегии» нацелена на слушателей, уже имеющих минимальные предметные знания о шахматной игре. Кроме того, возможна также организация «Турнира по быстрым шахматам» среди слушателей, которые готовы попробовать себя в турнирных шахматах.

Таким образом, содержание инвариантного и вариативного модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС», разноуровневые задания по шахматам позволяют реализовать дифференцированный подход к обучению слушателей в условиях разноуровневых групп.

В качестве диагностического инструментария (входной и выходной самодиагностики) целесообразна техника коучинга Колесо баланса с секторами (см. рисунок 1). Сектора Колеса баланса соответствует тем знаниям, умениям, навыкам, которыми должен обладать / овладеть педагог: «Правила Шахмат ФИДЕ, История шахмат», минимальные знания об основных стадиях шахматной партии: «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», и раздел «Шахматная педагогика». Основываясь на трёхлетней программе И.Г. Сухина «Шахматы школе», мы разработали содержательную часть техники коучинга «Колесо баланса» (см. рис. 1), отражающую компетенции педагога, реализующего программы по шахматам.

Техники коучинга Колесо баланса и Шкалирование 1-10 позволяют слушателям курсов получить наглядную целостную динамичную модель своей квалификации, определить на первом занятии курсов «степень удовлетворённости», т.е. исходный уровень готовности педагога реализовывать программу шахматного всеобуча, спроецировать модель конечного результата достижения / приближения к 10 по шкале 1-10 Колеса баланса по каждому сектору, а также установить, какие конкретные шаги ему необходимо предпринять для продвижения к цели в соответствии заявленными требованиями, какими компетенциями овладеть в процессе курсов повышения квалификации и в ходе самообразования после курсов. Для преподавателя же курсов повышения квалификации диагностический инструментарий очерчивает ориентиры, обусловливающие отбор разноуровневых заданий по шахматам, выбор содержания вариативных модулей, обеспечение персонализации в процессе курсов.

 

Методическая копилка

Региональный опыт