Международные исследования
Общая информация
Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений школьников, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям каждой страны.
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
В 2019 году приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 №590/219 (с изменениями от 24.12.2019 №1718/716) утверждена «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (Методология). Методология описывает принципы, на которых строится оценка качества образования, на основе практики участия Российской Федерации в международных исследованиях подготовки обучающихся. Текст Методологии (скачать PDF, 1182 KB)
PISA for Schools (PISA для школ)
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
Методология (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 №590/219 (с изменениями от 24.12.2019 №1718/716) описывает принципы, на которых строится оценка качества образования, на основе практики участия Российской Федерации в международных исследованиях подготовки обучающихся. Текст Методологии (скачать PDF, 1182 KB)
Согласно Методологии, ежегодно на базе 14 выборок в субъектах Российской Федерации и общероссийской выборки проводится исследование "Оценка по модели PISA". В Приложении 1 к Методологии содержится информация о расписании проведения исследования по годам.
Приложение 2. Сопоставление требований ФГОС и МСИ (PDF, 2417 KB)
"PISA для школ" – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу "Оценки по модели PISA", которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта "PISA for Schools" ("PISA для школ").
- В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7 класса).
- Инструментарий исследования "PISA для школ" включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы.
- Участники исследования выполняют задания на компьютере.
- Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA.
- Исследование "PISA для школ" дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
- Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.
Проект "PISA для школ" преследует две основные цели:
- обеспечить возможность проведения исследования "PISA для школ" по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);
- развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.
- Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
Проект "PISA для школ" направлен на:
- расширение прав и возможностей школьных координаторов и учителей путем предоставления анализа результатов обучающихся, основанного на фактических данных;
- измерение способности обучающихся использовать и творчески применять знания;
- на предоставление важной информации об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся;
- на помощь школам в измерении ключевых навыков XXI века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественно-научной грамотности;
- на содействие расширению возможностей для глобального взаимного обучения среди школьных координаторов, учителей и должностных лиц системы образования.
TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных исследований по средней школе, в нем приняли участие 425000 учащихся из 59 стран. Россию в исследовании представляли учащиеся 58 регионов страны: 4464 выпускника начальной школы из 206 образовательных учреждений и 4472 учащихся 8 класса из 210 общеобразовательных организаций.
Для России исследование TIMSS является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 года.
PISA - Programme for International Student Assessment
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах. Следующее исследование будет проводиться в 2016 году.
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Методика исследования
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учётом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе. В России формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ.
Инструментарий
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информацииb
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
ICCS - International Civic and Citizenship Education Study
Международное исследование и рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира.
Рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира проводится под контролем и руководством International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), международной независимой организацией, проводящей сравнительные исследования качества школьного образования по основным дисциплинам в разных странах мира уже более 50 лет.
Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS - мониторинговое исследование, отслеживающее изменения в уровне подготовки 8 -классников и национальных школьных программ по граждановедению.
Задача международного сравнительного исследования ICCS состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами. Рейтинг качества образования по граждановедению демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу. ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата.
Принимающие участие в рейтинге качества образования по граждановедению в мире ICCS школьники, должны выполнить задания теста по оценке уровня знаний (когнитивный тест), пройти тест на восприятие гражданских и правовых явлений, а также заполнить анкету с биографической информацией, сведениями о своих семьях и занятиях в школе и вне ее. Когнитивный тест состоит из вопросов с предлагаемыми альтернативными ответами и вопросов для свободно конструируемых ответов. Задания посвящены широкому кругу гражданских и правовых тем.
Новости Центра управления качества образования
14.09.2023 13:10